Вова (vborej) wrote,
Вова
vborej

Дорожное движение в Португалии. Часть 3.



Первая часть
Вторая часть

Это третья, заключительная, часть про дорожное движение в Португалии.
Сегодня про ПДД, нарушения, штрафы, полицию, безопасность, машины, культуру и другое.

После публикации первых двух частей, один из вопросов, который мне сразу задали, был таким:
"А гаишников много? Штрафы большие? Как с алкоголем за рулем?".

Что же, давайте с этого и начну.


Полиция
Чаще всего полицию тут можно встретить, когда она просто проезжает мимо по каким-то своим делам.
Нет такого, чтобы полицейские стояли где-нибудь за хитрым перекрестком и ловили нарушителей. Или прятались стихийно в кустах, вылавливая водителей, превышающих скорость. Или просто стояли бы и останавливали выборочно машины, придумывая, к чему бы придраться.

Но время от времени полиция проводит рейды по выявлению каких-то конкретных нарушений. О таких мероприятиях обязательно сообщается на их сайте. Указывается, в каких числах и где будут проводиться подобные проверки.
Например, накануне рождества устраивают массовые проверки на алкоголь.

Кроме того, на сайте полиции даже сообщается о времени и местах установки передвижных радаров, контролирующих скорость. Я один раз наблюдал такую проверку: на обочине стоит радар, а метров через 500 за ним - полицейские, которые останавливают нарушителей.

О стационарных радарах предупреждают знаками:


(картинка с гуглокарт)

Вообще, задача полиции - обеспечить соблюдение правил, а не собрать как можно больше штрафов. О взятках тут речь вообще не идет. Можно попробовать уговорить полицейского не штрафовать, пообещав больше никого-никогда не нарушать. Но предложить взятку - это прямая дорога в тюрьму.

Еще мне несколько раз встречались полицейские патрули вблизи колец/развязок. Видимо, вылавливали кого-то.





Что еще стоит сказать про полицию, тут она выглядит отлично: молодые спортивные парни и девушки. Ничего общего с нашими наглыми пузатыми гаишниками.

Кстати, водители тут всегда предупреждают дальним, если впереди стоит полиция. Мне даже показалось, что мигают чаще, чем у нас.

ПДД и штрафы
Местные правила дорожного движения я еще целиком не прочел. Пока только смотрю интересующие пункты, если возникает конкретный вопрос. Просто читать с гугл-переводчиком - это то еще удовольствие.
Из интересного, местные ПДД похожи на прайс лист. Если у нас ПДД отдельно, штрафы отдельно, то тут все вместе: пункт правил - наказание за невыполнение. Удобно.
Вот скриншот для примера. Пункт про то, что нужно включать поворотники.



Разрешенная скорость движения здесь в среднем на 10 км/ч ниже, чем в Украине:
- в городе: 50 км/ч
- за городом, на обычных трассах: 90 км/ч
- на дорогах для автомобилей: 100 км/ч
- на магистралях: 120 км/ч

Что касается штрафов, порядок цен тут такой:
мелкие нарушения: € 60-300
нарушения средней тяжести: € 120-600
серьезные нарушения: € 300-1500
очень серьезные нарушения: € 500-2500 и выше, вплоть до 5000 евро.

Теперь касательно алкоголя. Допустимая норма этанола в крови - до 0,5 промилле.
От 0,5 до 0,8 промилле: штраф 250 - 1250 евро.
От 0,8 до 1,2 промилле: штраф 500 - 2500 евро.
Выше расценок в ПДД нет. Видимо, это уже уголовное преступление, которое влечет арест.

Для определенных категорий водителей, а именно водителей такси, спецслужб, водителей, перевозящие группы детей, водителей грузовиков, нормы строже: 0,2 - 0,5 - 0,8 промилле соответственно.

Нарушения
Если вы думаете, что из-за высоких штрафов тут не нарушают, то вы ошибаетесь.
Нарушителей хватает. Пожалуй, наиболее массово превышают скорость. Иногда складывается впечатление, что ограничение скорости тут чисто справочно. Очень многие едут как хочется. А т.к. дороги неплохие, то хочется обычно побыстрее. Правда, на узких городских улицах, на которых много пешеходов, ездят аккуратно и не быстро.
А вот встретить на магистралях водителей, которые едут 170-180 км/ч, - это совсем не редкость.

Пример с регистратора. Ограничение 80 км/ч, я еду в среднем ряду со скоростью 85-87 км/ч.



Также тут встречаются и нетрезвые за рулем. Об этом говорит тот факт, что постоянно полиция проводит мероприятия против таких нарушителей.
Вообще, португальцы запросто могут выпить за обедом вина и тут же сесть за руль. У них тут так принято - запивать еду вином. С другой стороны, таких пьяных, как у нас, когда даже на ногах стоять не могут, тут ни разу не видел. То есть, нетрезвые есть, но не пьяные в хлам.

Совсем нередко можно встретить любителей проскочить на "мигающий красный". К счастью, тут светофоры отрегулированы так, что когда одним зажигается красный, другим зеленый зажигается только через несколько секунд.
Собрал несколько случаев:



Кстати, еще один факт про светофоры, о котором забыл упомянуть во второй части. Тут желтый зажигается только перед красным. После красного сразу включается зеленый, в отличие от Украины, где перед зеленым вместе с красным загорается желтый.

Безопасность движения
Тема безопасности так или иначе проходит через все ПДД. Что-то уже упоминалось ранее. Тут перечислю несколько характерных особенностей, которые не попали ни в один из предыдущих разделов.

Лежачие полицейские
Лежачие полицейские бывают двух видов. Узкие, черно-желтые, набранные из секций. Материал - что-то среднее между резиной и пластиком.





Второй вариант - широкие наплывы из асфальта.



А тут лежачий полицейский совмещен с пешеходным переходом. Правильное решение - пешеходам не нужно прыгать.



Разделительные столбики
Местами на узких дорогах, особенно где она изгибается, устанавливают разделительные столбики.







Техосмотр
Один из факторов, влияющий на безопасность движения - техническое состояние авто.
В Украине техосмотр упразднили, т.к. единственное, что он обеспечивал, - это взятки гаишникам. Тут техосмотр является обязательным и за взятку талон не сделать.
Техосмотр в Португалии проходят не в полиции, а на специальных технических станциях. Записаться на проверку можно прямо на сайте. Стоимость - около 30 евро.
Так выглядит станция:



Линия проверки состоит из трех участков:
1) Проверка регулировки фар, сигнальных ламп, дворников и омывателей. Проверка уровня СО в выхлопе. Проверяют даже работу стеклоподъемников. Кроме того, на ветровом стекле не должно быть сколов и трещин, а в комплекте машины должен быть знак аварийной остановки и светоотражающий жилет для водителя (в случае ДТП или поломки, водитель должен выходить на дорогу только в жилете).
2) Проверка тормозов на передних и задних колесах. Машина заезжает одной осью на специальные ролики, которые раскручивают колеса, после чего проверяющий жмет на тормоз. Все результаты фиксируются компьютером.
3) Проверка ходовой части. Тут машина стоит на яме, а островки под колесами движутся в стороны, вверх и вниз, имитируя повороты и кочки.
Результаты всех этапов проверки заносятся в компьютер и он выдает решение: прошел или нет.
Если нет, то указывается, что именно нужно исправить. Повторная проверка стоит ~6 евро, и проверяется только исправленный недочет.





Если же все хорошо, и машина исправна, весь процесс занимает 10-15 минут.

Машины
В отличие от Америки, где любят большие и мощные машины, тут все по-европейски скромно и экономно.
Большинство машин - небольшие городские седаны и хэтчбеки с объемом 1,5-1,9л. Много 1,1-, 1,2-литровых машинок. Причин тому две, обе очевидные. Во-первых, здесь много узких дорог, мало места для парковки. С большой машиной только намучаешься. А во-вторых, бензин тут дорогой, в два раза дороже американского. Так что, особо тут ценят экономные дизельные варианты.
Джипы встречаются, но очень редко. Чаще за городом в сельских или промышленных районах, где пространства больше и нужно возить всякие железки, доски, мешки и т.д.
Из крупных автомобилей в городе, в основном коммерческие машины, небольшие микроавтобусы.

Для иллюстрации - несколько парковок:









Марки машин, в основном, европейские. Больше всего французов (Пежо, Ситроен, Рено) и немцев (Мерседес, Фольксваген, Ауди, чуть реже Опель). Дальше идут итальянские Альфа Ромео и Фиат, а также испанский Сеат. Азиатских марок не очень много. Из них чаще всего мне встречались Хьюндаи, Ниссаны и Тойоты.
Стоит упомянуть Смарты. Их тут приличное, намного больше, чем в Харькове.

Еще тут много старых машин, которые все еще на ходу. Вроде таких экземпляров:





Также мне часто попадались старые VW Beetle родом из 50-х или 60-х. Не знаю, что тому причиной. То ли небольшие доходы, то ли любовь к старине. Я склоняюсь больше ко второму варианту.
Кстати, если говорить о ценах, то б/у машины тут в среднем в полтора-два раза дешевле, чем в Харькове. 20-летнюю машину на ходу вполне можно найти за 200-400 евро.

Номерные знаки
Внимательные читатели могли заметить интересную особенность португальских номерных знаков. В правой части на желтом фоне указывается год и месяц первой регистрации машины (год сверху).



Не знаю, для чего это сделано. Но иногда интересно встретить новую блестящую машину и увидеть, что ее купили в этом месяце :)



Большинство новых номерных знаков пластиковые.



Учебные машины, водительские удостоверения
Украинские права тут признают, поэтому переучиваться не нужно. Через полгода пребывания в стране можно обменять свои национальные права на португальские. Мы тут пробыли только 5 месяцев, поэтому я еще не прошел эту процедуру. Как только займусь - расскажу об этом в блоге.

Все отзывы от людей, которые учились вождению здесь, говорят о том, что получить права трудно, требования очень высокие. Я, наверное, уже надоел этим уточнением, но все же повторюсь: взяток тут нет, купить права не получится.
Это дает свои плоды. Субъективно, средний уровень водителя тут выше, чем в Украине.

Машины автошкол всегда очень яркие. Отличительный знак - синяя плашка с белой буквой L.





Поведение на дороге
В Португалии причудливым образом смешивается несмешиваемое. В одной стороны, народ южный, эмоциональный. С другой стороны, они любят жить не торопясь, размеренно.
Эмоциональность проявляется в том, что нередко в часы пик можно наблюдать словесные перепалки или слышать гневные сигналы. Но никаких драк, разбиваний фар бейсбольными битами и прочего беспредела. Также, на автострадах очень часто водят опасно: на скоростях за 100 км/ч могут резко перестраиваться, плотно поджиматься. Мотоциклисты тут тоже исполняют - гоняют на скорости >150 между полосами.
Но в целом, культура вождения тут выше. И в этом проявляется вторая, спокойно-добродушная черта португальцев. Очень многие останавливаются, чтобы пропустить выезжающих со двора или второстепенных улиц. Дадут выехать с парковки, не нужно ждать. Всегда пропускают пешеходов. Если впереди на скорости 30 плетется новичок или пожилой человек, все будут терпеливо ехать за ним, пока не будет возможности безопасно обогнать.
При том, что тут не стесняются нарушать правила, нарушают в основном то, что можно условно назвать нарушением против государства. Здесь избегают нарушений, которые бы были несправедливыми по отношению к другим участникам движения: объехать пробку по обочине или по встречке за скорой помощью; использовать полосу, с которой можно только поворачивать, чтобы первому стартануть на светофоре, а не стоять гуськом в своей полосе и т.п. - все это здесь неприемлемо и не принято.
Одним словом, наглости и агрессии на дороге тут просто в разы меньше.

Все для машин
Вообще, машина тут - это маст хэв. Вся инфраструктура рассчитана на то, что у людей есть личное авто. Даже такая вещь как тротуары тут есть не везде. В центре, конечно, с этим проблем нет - там тебе и широкие аллеи для прогулок и тротуары, все как положено. А вот на окраинах тротуары бывают такими узкими, что по ним и не пройти толком. А иногда их вообще нет, тогда приходится идти прямо по обочине дороги.



Попадаются указатели магазинов, на которых пишут не расстояние, а примерно время, чтобы доехать (3-5 минут). Ясное дело, что для пешеходов это неактуально.

На мой взгляд, человеку, который любит водить машину, тут понравится!

На этом все. Надеюсь вам было интересно.
Как обычно, любые вопросы в комментах приветствуются.
Tags: Португалия, авто, видео, заграничная жизнь, интересное, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments